Обсуждение:Рокировка (KQvr';yuny&Jktnjkftg)
Проект «Шахматы» (уровень III, важность для проекта высшая)
Эта статья тематически связана с вики-проектом «Шахматы», цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с игрой в шахматы. Вы можете её отредактировать, а также присоединиться к проекту, принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями. |
Поля, через которые перемещается король, а также начальное и конечное его поле, не находятся под боем вражеских фигур
[править код]Ладья может перемещаться через поля, которые находятся под боем вражеских фигур? -- Oleg Marchuk 09:41, 3 ноября 2006 (UTC)
- Да. И даже может находиться под боем на исходном поле. --dm обсужд. 09:56, 3 ноября 2006 (UTC)
- Да, т.к. рокировка считается ходом короля. --Ctac (Стас Козловский) 10:03, 3 ноября 2006 (UTC)
Но есть ещё одно условие: король и ладья должны находиться на одной горизонтали. Иначе была бы возможна «рокировка Пама-Краббе» (белые превращают пешку в ладью на е8 и позже рокируют эту ладью с ещё не двигавшимся королём е1).--Alexmagnus 17:41, 11 мая 2007 (UTC)
Рокировка «двумя руками» — возможна [1] (нем.) (S. 10; 4.4 a) -- Volcanus 08:56, 4 ноября 2010 (UTC)
- Дополнил немного цитатами из правил. --Q Valda 11:45, 4 ноября 2010 (UTC)
Происхождение слова
[править код]Кто-нибудь знает происхождение слова рокировка? Ещё был такой вариант правил, что нельзя делать рокировку, если твоему королю хоть раз с начала партии поставили шах. Но, судя по всему, это какой-то «нестандартный диалект». 91.77.176.126 23:55, 5 марта 2011 (UTC)
- Происхождение слова французское. А насчёт шаха, то рокировку делать нельзя если король убежал от шаха на другое поле. Но если закрыть короля от шаха другой фигурой или взять фигуру противника от которой исходит шах тогда право на рокировку остаётся. 46.251.215.46 05:48, 24 марта 2015 (UTC)
Нынешние правила рокировки утвердились не сразу.
[править код]К абзацу, начинающемуся с имени темы имею добавить, что вышеупомянутое
- Рокировка невозможна:
* «вертикальная рокировка» с ладьёй, превращённой из пешки.
Было формально введено всего лишь в 70-х годах 20-го века, когда кто-то додумался до такого хода.Ŝak 10:27, 3 июня 2011 (UTC)
...даже не просто формально, а было дано абсолютно точное определение, которое звучит так: (п. 3.8 a) "Это перемещение короля и любой ладьи того же цвета вдоль первой горизонтали игрока" ("This is a move of the king and either rook of the same colour along the player’s first rank"). Так что я исправил в тексте статьи определения и условия рокировки, чтобы соответствовали официальным определениям. Quaritch (обс.) 01:16, 16 января 2021 (UTC)
Думаю, что термин «рокировка» произошел из военной стратегии, как собственно и шахматы. Есть в военном деле термин «рокада», означающее дорогу или направление, параллельное линии фронта. Рокировка означает взаимное перемещение войск вдоль рокады. В шахматах перекидка короля и ладь происходит как раз паралелльно «фронту», то есть по горизонтали. Это просто моя гипотеза. Игорь93.75.117.83 14:52, 14 июля 2011 (UTC)
Бред или автор подшофе?
[править код]В статье написано "Обязательным условием является нахождение короля и ладьи на одной горизонтали (т. е. исключается рокировка короля с ладьёй, превращённой из пешки и находящейся на противоположной горизонтали)". Думаю, что предложение наиболее удачно продолжить так: "Обязательным условием является отсутствие фигур между королём и ладьёй, в сторону которой делается рокировка." То есть упоминание про горизонталь и превращённую пешку излишне, поскольку рокировка невозможна, если король или ладья уже делали ходы. Хотя, так как далее описывается, что рокировка временно невозможна в случае нахождения фигур между королём и ладьёй, предложение вообще можно убрать. Читая обсуждения, я понял что речь идёт о вертикальной рокировке (нонсенс). Пойду читать правила! Изначально я подумал, что автор имел в виду горизонтальную рокировку с превращённой пешкой, короля, который тоже выставлен на ту же горизонталь (но при этом ходил).Dorogusha-y (обс.) 20:54, 3 марта 2022 (UTC)
Спасибо что обратили внимание! Фраза удалена. — Зарэгался (обс.) 12:12, 11 октября 2024 (UTC)